Планирование пленэра лучше начинать с определения места его проведения. Именно от этого будет зависеть необходимое снаряжение, финансовые и временные затраты и, в конце концов, сами снимки.
Ниже речь будет идти о моем опыте организации двухдневных походов в пригородной зоне. А так как автор статьи москвич, то и все сказанное ниже будет нести специфику именно подмосковных походов. Следовательно нужно иметь ввиду, что вблизи других городов ситуация может быть несколько иной.
Вся проблематика выбора места съемки в Подмосковье связана в первую очередь с быстрыми темпами освоения этого региона. Дело в том, что жителю какой-нибудь Абазы достаточно отъехать на несколько километров от города, и он попадет в красивейшие не исхоженные человеком места с чистой водой горных рек и голубыми далями без сотовых вышек, ЛЭП и коттеджей на горизонте. Москвичу же с этим намного труднее по вполне понятным причинам.
Давайте рассмотрим основные требования к месту стоянки и соответственно будущей съемки.
1. Фотогеничность места. Как это не банально, но первый критерий выбора именно такой. А иначе, зачем мы еще идем снимать? Фотографировать помойки или коттеджи Новых Русских?
Еще до выхода необходимо собрать всю возможную информацию о месте похода исходя из фотографических соображений. Будет ли на месте интересный передний план? А средний? А дальний? Интересный передний можно найти на берегах рек или озер (камни, поваленные деревья, лодки), в деревнях (старые сараи, покосившиеся заборы), в колхозном поле (колосья пшеницы, уходящие вдаль ровным ритмом могут быть очень фотографичны). В свою очередь чрезвычайно тяжело найти передний план в обычном (не орошенном человеком) поле, особенно летом и зимой. Летом такое поле будет выглядеть как хаосообразное нагромождение травы, часто в длину выше роста человека, которая «малофотографична», зато хорошо дезориентирует взгляд зрителя на карточке мешая автору вести его взгляд в нужном направлении. Также невероятно сложно найти хороший передний план в лесу (особенно лиственном) и отделить его от остальных планов. Но это вовсе не означает, что снимать в этих местах не надо.
Средний план (как впрочем, и дальний) очень сложно организовать на ровных ландшафтах: в степи (без высокой травы) или на больших водоемах. Если вам не повезло найти на большом озере интересный передний план, то отсутствие среднего и дальнего планов, а также интересного неба может сделать снимок плоским и не интересным.